Русский интерьерный дизайн переживает всплеск интереса к 70-м годам

Яркие цвета, безумные сочетания, ирония - все это будет актуально в ближайшее время. Мебель из пластика, мех в обивках, никелированные профили. Чрезмерность, возведенная в разряд хорошего вкуса. Откуда и почему это все вдруг возникло?
Автор:
Екатерина Федорченко, www.vedomosti.ru
Просмотров:
713
Опубликовано:
06.11.2015 года

В начале 1970-х во взрослую жизнь вступило поколение беби-бумеров, которых только в США было 60 млн. Их юношеский максимализм пронизывал все области жизни. Ревизии подверглись родительские ценности. Правильная семья пала под ударами сексуальной революции. Миллионерами становились не обладавшие гарвардскими дипломами рок-музыканты.

Дикий интерьерный дизайн 1970-х тоже был формой молодого протеста. Никто не говорил о функциональности – все думали о гедонизме. Французский историк Патрик Фаварден назвал это «бунтом против тирании модернизма».

ПРОСТРАНСТВО 

В 1960–70-е меняется типология жилья. Послевоенные десятилетия – торжество унифицированного панельного домостроения, принципы которого еще до войны сформулировал Ле Корбюзье. Активное строительство позволило быстро компенсировать нехватку жилых метров. В фокусе архитекторов и дизайнеров оказалась малогабаритная городская квартира. Высота потолков снизилась, и весь интерьер распластался по горизонтали. Мебель стала компактной, обтекаемых форм, нередко складной или легко передвигаемой, ее массово производили из пластика, стекла и металла. Новые квартиры изменили эстетику в целом – даже роскошные апартаменты и общественные пространства (отели, офисы) тяготели к горизонтали.

Мастером интерьеров, вытянутых вдоль линии пола, был Пьер Полен. Прежде чем прославиться своей революционной мебелью, Полен успел поучаствовать в Сопротивлении и окончить школу Комадо. В конце 1950-х для компании Artifort он разработал кресла и стулья Mushroom, Butterfly, Tongue, Ribbon, Orange Slice, ставшие неотъемлемой частью современного предметного мира. Сделанные из застывшей пены, они имели плавные обтекаемые очертания и были обтянуты яркими синтетическими тканями. Предметы интерь­ера напоминали вздувшиеся пузыри вулканической магмы и выглядели абстрактной скульптурой – но это была мебель для комфорта и расслабления. Полен доказал, что стулья и кресла могут обходиться без ножек.

ЦВЕТ 

Протестный характер 60–70-х проявился прежде всего в цвете: на смену пастельной гамме 50-х пришли насыщенные тона и их агрессивные сочетания. В 1975-м начинается цветное телевещание, и, вполне вероятно, невиданные доселе краски повлияли на раскладку цветов в интерьере. Но ключевой фигурой в области цвета все-таки стал человек, а именно британский дизайнер Дэвид Хикс. С одной стороны, он был очень английским декоратором – разрабатывал орнаменты тканей и ковров. С другой – шел против традиции: беспощадной рукой Хикс вымел из интерьера безделушки, рамочки с семейными фото, фарфоровые вазы – всю «милость», с которой ассоциировался старый добрый английский дом. И еще, как писал в его некрологе Мин Хог, редактор журнала The World of Interior, «он убил цветы в своей душе». Никаких флоральных мотивов – сплошная геометрия. Шестиугольники – пчелиные соты Хикса и сегодня весьма актуальны, его сын Эшли Хикс выпускает по эскизам отца кафельную плитку.

ФУТУРИЗМ 

Еще один важный фактор, влиявший на формообразование в 1970-е, – освоение космоса и невероятная эйфория по этому поводу. В 1968-м году выходит «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. В 1969-м в Милане Пьер Карден открывает свой бутик, напоминающий космическую станцию. Трендом было все ультрасовременное с акцентом на футуризм. И никакой исторической стилизации!

Во Франции футуризм исповедовал «ранний» Франсуа Катру, сын генерала, уроженец Алжира, журналист, начинавший карьеру в нью-йоркском Elle. В Нью-Йорке он подружился с прицкеровским лауреатом Филипом Джонсоном, учеником Миса ван дер Роэ. И Джонсон открыл ему глаза на пространство, цвет, свет и законы интерьерного формообразования.

ФЕМИНИЗМ 

Брижит Бардо в кино, Ники де Сен-Фалль в изобразительном искусстве – было бы странно, если бы интерьерный дизайн 60–70-х оказался обделен яркими женскими талантами. И действительно, их было немало.

Гае Ауленти получила архитектурное образование в Милане, делала мебель для компании Zanotta (стул April из нержавеющей стали и стол Sanmarco из зеркального стекла) и придумывала дизайн магазинам пишущих машинок Olivetti. Она проектировала интерьеры таких музеев, как Орсе и Центр Жоржа Помпиду. Когда речь шла об оформлении частных домов, в Ауленти просыпался чувственный и ироничный мастер: она обожала зеркальные потолки и яркую лаковую мебель на фоне пустых светлых стен.

Еще одна дива интерьерного дизайна – Габриэлла Креспи. Выпускница Миланского политеха, невероятная красавица и жена миллионера, Габриэлла в 70-е работала для шаха Ирана и принцессы Монако. Делала авангардную мебель из металла, столы-трасформеры, предметы овальных форм. Она первой ввела в интерьеры этнические элементы, придумывала мебель из ротана. Но потом взалкала духовности, зачастила в Индию и Непал, ушла в ашрам. Вернулась. Ведет скромный образ жизни. В 2011-м в Милане состоялась ее большая ретроспектива.

СЕКС 

Чувственностью были пронизаны многие интерьеры 1970-х, что проявлялось в драматическом колорите, в разнообразных фактурах тканей, в обилии диванов и кушеток, которые буквально приглашали прилечь, в больших зеркалах. Интерьеры того времени часто напоминают будуары.

И еще были аксессуары, искусство, которое прямо указывало на секс. Один из мастеров откровенных акцентов – скульптор Филипп Икили. Он прославился совсем молодым, сразу после окончания Ecole des Beaux-Arts в 1953 году. Его ранние работы, показанные на первой персональной выставке в Нью-Йорке, были куплены MoMA и музеем Гуггенхайма.

Постепенно от скульптуры он перешел к созданию мебели и аксессуаров для интерьеров. Стилизованная бронзовая женская фигура с раздвинутыми ногами как подставка под стеклянную столешницу – вот вам «типичный» Икили. Его объекты полны живого движения, равновесия и эротизма и возвращают нас к первородности формы, соединяют нас с нашей первобытной энергией, хотя понимаешь это не сразу. Любая его скульптура узнаваема, а предметы держат пространство вокруг себя крепко и запоминаются надолго.

Мастер ребяческого разврата – Франсуа Арналь. Художник-самоучка (в университете он изучал право и литературу), в 1950-е годы стал участником арт-движения «лирическая абстракция», в 1968-м открыл в Париже ателье объектов для дома. Неоновые светильники в виде пениса вносили игривость в интерьеры. Арналь сделал впечатляющий дизайн собственной парижской квартиры: в ванной были черные с лаковым отливом стены и пол из металла. Посреди помещения висели акробатические кольца якобы для занятий сексом, но, скорее всего, для эпатажа.

ИТОГ И ПРОГНОЗ 

Описать все 1970-е, тенденции и героев невозможно, настолько время насыщено открытиями и талантами. Тогда начинали Жак Гранж, Альберто Пинто, Жак Гарсиа. 70-е были пусть «диким», но поворотным моментом в истории интерьерного дизайна, плавильным котлом предыдущего опыта и заделом на десятилетия вперед. Первым звоночком постмодернизма. В России «безумные 70-е» идут на смену достаточно поднадоевшему ар-деко.

Фотографии
Комментарии к статье
  • Роман 11.11.2015
    Друзья, мы молодая группа и начинаем только свой путь. Будем стараться радовать вас новыми интерьерами и присылать реальные проекты, которые созданы Архитектурным Бюро А22 (http://dizainproect.ru/). Подпишись на наши новости https://vk.com/sliners
Добавить комментарий
Stroyka174 Контакты: Электронная почта: reklama@stroyka74.ru