Деградацию лифтового фонда остановит государственный контроль?

За последние полгода в России случилось сразу несколько ЧП с лифтами в многоэтажных домах. Ни для кого не секрет, что более трети всех лифтов в стране уже выработали свой эксплуатационный ресурс
Автор:
Петр Малетин, главный редактор Stroyka74.ru
Просмотров:
530
Опубликовано:
29.06.2016 года
Деградацию лифтового фонда остановит государственный контроль?

По открытым данным, за последние пять лет из-за аварий в российских лифтах погибло 73 человека и еще больше пострадали. За четыре месяца нынешнего года произошло еще 20 несчастных случаев, в которых погибли 14 человек и еще 10 получили травмы. Согласитесь, статистика просто пугающая.

Объемы оборудования, подлежащего замене, растут и накапливаются. В 2016 году планируется заменить больше 8 тысяч лифтов, но и этого недостаточно. Каждый год в России истекает срок эксплуатации еще порядка 10 тысяч лифтов.

По данным Минстроя, более 30% лифтов в жилищном фонде работают уже более 25 лет и требуют замены. В 22 субъектах РФ этот показатель превышает 50%!

Ситуация осложняется тем, что в 2013 году лифты исключили из категории «опасных производственных объектов», после чего государственный надзор за их эксплуатацией был значительно снижен.

По оценкам экспертов, в жилом секторе сейчас насчитывается около 430 тысяч лифтов, 120 тысяч из которых устарели и требуют замены либо ремонта. Стоимость этих работ колеблется в районе 200 миллиардов рублей.

Одна из главных причин такой ситуации состоит в отсутствии системы профессионально-технического надзора в лифтовой отрасли со стороны Ростехнадзора. Сейчас на разных этапах жизненного цикла лифта ответственными за него выступают Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Госжилинспекция, Минприроды, Роспотребнадзор. Естественно, в случае ЧП ответственного найти практически невозможно.

После отмены обязательного лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора, стали открываться организации по монтажу и обслуживанию лифтов, которые просто не владеют необходимыми технологиями. Сложившаяся система договорных отношений между управляющими компаниями и обслуживающими организациями не обеспечивает безопасность лифтового фонда.

При этом, на рынке лифтового оборудования существует достаточно серьезная конкуренция, особенно между отечественными и зарубежными производителями. В России каждый год запускается порядка 35 тысяч лифтов, и более 60% из них — российские.

Наиболее известные российские производители лифтов: Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, «ОТИС Лифт Россия», Серпуховской лифтостроительный завод, «Евролифтмаш», «Нижегородлифтмаш» и «Кузбасс лифт».

Действующие СНИПы предписывают установку одного лифта на подъезд в жилых домах до 10 этажей, и двух лифов (один из них – грузовой) если в доме от 11 до 17 этажей. В высотных зданиях необходимо устанавливать четыре лифта.

Механик-специалист должен хотя бы раз в месяц проводить обслуживание каждого лифта — осмотр, смазку и регулировку всех механизмов, а также дополнительно выходить на проверку по заявкам жильцов. Раз в год предусмотрена полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию.

Освидетельствование лифтов проводит уполномоченная организация или инженерный центр. Если в ходе процедуры выявляется неисправность, то ее обязана устранить управляющая компания.

Если требуется замена лифта, то это делается одним из двух предусмотренных способов: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость замены лифта составляет порядка 1,5 миллионов рублей. Конкурсы по выбору подрядчика обязаны проводить фонды капитального ремонта. Собственники жилья не могут повлиять на выбор компании-производителя лифтов.

Качество работ многих подрядных организаций не выдерживает никакой критики. Обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, зачастую даже не выясняют причин остановки лифта. Просто перезапускают его и все.

Во всем мире производители лифтов несут ответственность за полный жизненный цикл своей продукции. В России вместо этого существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом их обслуживают.

В Госдуму недавно был внесен законопроект, призванный вернуть лифты в категорию опасных производственных объектов и повысить требования к их безопасности. Соответствующие поправки должны быть внесены в Градостроительный кодекс. Регулированием этого законопроекта займется правительство, что должно позволить детально прописать необходимые требования.


Лифты, лифтовое оборудование, запчасти для лифтов купить в Челябинске. Пассажирские, грузовые, технические лифты. Большой выбор моделей и цен.

  • В нашем здании очень старый лифт. Необходимо его заменить, но размеры шахты всего 1300 на 1000 мм (старый проект). Выпускает ли завод такие небольшие...
  • Входит ли оплата за лифт в оплату электричества по общедомовым нуждам? В квитанции по оплате за коммунальные услуги в графе «лифт» заложены ли расходы по электричеству на работу лифта?
Кто вы в строительной сфере?


Stroyka174 Контакты: Электронная почта: reklama@stroyka74.ru